На Украине пустили с молотка завод, выпускавший «Еврейский броневик»

На Украине пустили с молотка завод, выпускавший «Еврейский броневик»

На Украине выставлено на торги имущество автомобильной компании «Богдан Моторс» — производственные цеха автозаводов в Луцке («ЛуАЗ») и в Черкассах («Богдан»). Информация об аукционе размещена на площадке Prozorro Sale, которая управляется министерством экономики Украины. С молотка будут пущены земельные участки, цеха в том числе главный производственный корпус и электротехнический цех завода в Черкассах, склады, лаборатории и другие производственные помещения. Первоначальная цена лота составляет 76,2 млн гривен ($2,7 млн), торги пройдут через две недели – 3 марта 2022 года.

(function(){
var advPlace = document.querySelector(‘._s_banner_adcenter:not([data-adv-load])’);
var gap = document.createElement(‘div’);
gap.className = ‘rg’;
g_gazeta.addResizeListener(advPlace,function(el){
if(el.offsetHeight>10){
el.after(gap);
}else{
gap.remove();
}
});
})();
AdfProxy.ssp(‘._s_banner_adcenter’, {
‘p1’: ‘bwrhb’,
‘p2’: ‘fomw’,
‘pct’: ‘a’,
}, {
‘begun-auto-pad’: “432328744”,
‘begun-block-id’: “442235190”
});

На производственной площадке в Черкассах с 2009 по 2014 год под брендом «Богдан» выпускались лицензионные российские модели «ВАЗ-2110» и универсалы «ВАЗ-2111». А завод в Луцке в советское время выпускал внедорожники «ЛуАЗ-969» «Волынь», эта модель была довольно распространена в Советском Союзе, в обиходе за простоту конструкции она получила народные прозвища «Волынка», «Луноход» и «Еврейский броневик». В начале 2000-х годов на предприятии в Луцке была налажена сборка автомобилей УАЗ и ВАЗ. С 2006 года предприятие переориентировалось на производство автобусов.
В июле 2021 года решением хозяйственного суда Днепропетровской области компания «Богдан-Моторс» была признана банкротом.
Задолженность предприятия перед кредиторами составляет около 6,7 млрд гривен ($240 млн), сообщал ТАСС. До 2009 года владельцем компании являлся Петр Порошенко (президент Украины в 2014-2019 году), который, по информации украинских СМИ, продал долю в фирме своему бизнес-партнеру Олегу Свинарчуку (Гладковскому). Впрочем, по данным украинского издания «Инсайдер» на 2014 год, Порошенко через разветвленную цепочку компаний все же сохранял контроль над этими автомобильными активами.

(function(){
var advPlace = document.querySelector(‘._s_banner_inread:not([data-adv-load])’);
var gap = document.createElement(‘div’);
gap.className = ‘rg’;
g_gazeta.addResizeListener(advPlace,function(el){
if(el.offsetHeight>10){
el.after(gap);
}else{
gap.remove();
}
});
})();
AdfProxy.ssp(‘._s_banner_inread’, {
‘p1’: ‘bryhb’,
‘p2’: ‘fcvb’,
‘pct’: ‘a’,
},{
‘begun-auto-pad’: “432328744”,
‘begun-block-id’: “432328918”
});

Через аукцион продаются активы, которые не задействованы напрямую в производстве, отмечает знакомый с ситуацией генеральный директор украинской информационно-аналитической группы AUTO-Consulting Олег Омельницкий. По его словам, речь идет о цехах завода, в которых предполагалось расширить производство автомобилей и автобусов, однако они так и не были модернизированы.
«На Луцком заводе, сейчас собираются автобусы и троллейбусы. Однако объемы их производства минимальны: в прошлом году их было выпущено около 100 штук, хотя предприятие рассчитано на производство 4,5 тыс. штук в год», — отметил собеседник «Газеты.Ru».
В Черкассах на торги выставлен корпус, в котором в 2010 году планировалось организовать сборку автомобилей Hyundai, отметил он. Эти планы, как и попытки в 2013 году начать на заводе производство китайских автомобилей JAC также не увенчалась успехом, добавил Омельницкий.

._s_banner_native3 {
position: relative;
z-index: 10;
float: right;
width: auto;
margin: 0 0 5px 20px;
max-width: 300px;
font: normal 13px/16px ‘Roboto’;
}
._s_banner_native3 .ad_native_img__img {
display: block;
width: 100%;
}
._s_banner_native3 .ad_native_sponsored {
position: absolute;
top: 0;
left: 0;
padding: 2px 5px;
background: rgba(255,255,255,.7);
color: #333;
}
._s_banner_native3 .ad_native_img {
margin-bottom: 7px;
}
._s_banner_native3 .ad_native_sponsored_clone {
display: none;
}
._s_banner_native3 .ad_native_title {
font: bold 16px/1.2 “Lora”, serif;
color: #595959;
margin-bottom: 5px;
}
._s_banner_native3 .ad_native_desc {
font: normal 13px/1.25 “Roboto”, sans-serif;
color: #505050;
}

AdfProxy.sspScroll(‘._s_banner_native3’, {
‘p1’: ‘bwjcl’,
‘p2’: ‘fjgk’,
‘pct’: ‘a’,
},{
‘begun-auto-pad’: “432328744”,
‘begun-block-id’: “439285592”
});

По его словам,
продажа на аукционе цехов, где выпускались автомобили «ВАЗ-2110» и «ВАЗ-2111», — вопрос времени. Производство машин в Черкассах было остановлено в 2014 году и перспектив развития у этого автозавода нет.
Финансовые проблемы у «Богдан Моторс» начались на рубеже 2009-2010 годов — после того как компания взяла на развитие производства кредиты в размере $330 млн. После резкого падения курса гривны предприятие не смогло отвечать по своим обязательствам, напомнил эксперт.
«При президентстве Порошенко эти кредиты, выданные госбанками, были реструктуризированы на 15-20 лет под минимальные проценты. Однако новые власти в 2019 году инициировали проверку законности этой процедуры.
Сделку признали нерыночной и заключенной в ущерб интересов государственных банков. В итоге на фирме началась процедура банкротства», — рассказал Олег Омельницкий.
Через банкротство прошли практически все предприятия украинского автопрома, подчеркивает он. Трудности, которые испытывает украинский автопром, связаны с небольшим объемом внутреннего рынка и сложностями с выходом машин местного производства на экспорт.
«Российский и белорусский рынки по понятным причинам закрыты. Объемы потребления в Армении, Грузии и Азербайджане тоже не самые большие. В Европе действуют более жесткие технические требования к автомобилям», — резюмирует собеседник.
Плод конверсии
Автомобиль «ЛуАЗ 969» был самым доступным внедорожником в СССР, напоминает автомобильный историк Дмитрий Федоров. По его словам, в конце 80-х годов эта модель стоила 5,1 тыс. руб.
«Изначально автомобиль, который получил название «ЛуАЗ 967», проектировался для военных как легкий транспортер переднего края. Его основной задачей в случае военных действий была эвакуация раненных с передовой и подвоз боеприпасов»,
— отметил в беседе с «Газетой.Ru» Федоров.
Чтобы уменьшить себестоимость машины, было принято решение сделать на базе военного транспортера гражданский внедорожник. Серийный «ЛуАЗ 969» выпускали с 1970 года, автомобиль был очень популярен среди жителей сельской местности.
По словам заместителя генерального директора компании «АСМ-Холдинг» Александра Ковригина, Луцкий автозавод в общей структуре советской автомобильной промышленности не играл существенной роли, поэтому его нельзя соотнести с такими значимыми предприятиями как, например, «КрАЗ» или ЗАЗ.
«Объемы выпуска автомобиле «ЛуАЗ» во времена СССР были сравнительно небольшими», — заметил Ковригин.