Матвиенко обвинила Силуанова в том, что губернаторы «просят Христа ради»

Ключевая проблема — громадные долги субъектов Федерации, которые превысили 2,2 трлн рублей. Это сравнимо с дефицитом федерального бюджета.

Для губернаторов и сенаторов эти деньги — вопрос жизни и смерти. Не случайно председатель СФ Валентина Матвиенко пригласила на эти слушания не только главу Счетной палаты Татьяну Голикову, замминистра экономразвития Алексея Ведева, представителей ЦБ, но, главное, министра финансов Антон Силуанова.

Не секрет, что именно от него зависит, кто и когда получит финансовую помощь от центра. Вчера он обещал, все что мог: рост ВВП в 2016 году в 0,7%, стабилизацию цен на нефть в размере $50 за баррель, дефицит федерального бюджета не более 3% ВВП, за что, правда, придется заплатить практически полным уничтожением Резервного фонда к 2017 году, и, наконец, увеличение финансовой помощи регионам.

Хороший финансовый оратор всегда начинает за здравие. И не вообще, например, с восстановления экономического роста (тем более, что он рассчитан в пределах статистической ошибки), а конкретно с оптимистического денежного перевода.

Выйдя на трибуну СФ, Антон Силуанов первым делом доложил хозяйке слушаний, что одно из её пожеланий уже успешно удовлетворено. Около 150 млн рублей Минфин перечислил на реконструкцию Кисловодского лечебного курортного парка. О чем и просила ранее Валентина Матвиенко. Это заявление вызвало настоящий фурор. Зал аплодировал чуть ли не стоя. Не успели надавить – и вот уже результат.

Это было для сенаторов настолько неожиданно, что даже в тексте рекомендаций по итогам слушаний просьба о выделении 150 млн рублей осталась. Вдруг деньги заберут обратно?

Конечно, сумма небольшая. Но важнее прецедент. Ведь губернаторы и их представители в Совфеде постоянно критикуют Минфин за то, что даже уже одобренные решения о выделении денег тем или иным регионам, выполняются чуть ли не годами.

«Некрасивая ситуация, – заявила по этому поводу Матвиенко, – Почему губернаторы у Минфина просят деньги Христа ради?»

И это еще не все претензии регионов к центру. На вчерашних слушаниях выяснилось, что Москва любит вводить те или иные налоговые льготы, поддерживая, естественно, при этом малый и средний бизнес, но при этом не восполняя потери местных бюджетов. А счет при этом идет на миллиарды рублей. Например, вчера губернаторы в один голос утверждали, что из-за этих фискальных послаблений (например, ускоренной амортизации оборудования) их бюджеты теряют до 10% в год – падают сборы налога на прибыль. А при этом растут расходы, на которые опять же их толкает центр. И в первую очередь, на десятки миллиардов рублей больше приходится тратиться на перечисления в фонд медицинского страхования из-за так называемого неработающего населения (типа нигде не работающего, а на самом деле получающего зарплату в конвертах).

В результате региональные бюджеты стремительно попадают в долговую кабалу, так как приходится несмотря на кризисную экономическую ситуацию выполнять майские (от 2012 года) указы президента о росте зарплат учителей и врачей. Сейчас долги в целом превысили 2,2 трлн рублей или 3% ВВП. Прямо как дефицит федерального бюджета.

Что еще хуже, губернаторам приходиться для закрытия своих бюджетных дыр брать коммерческие кредиты под 20% годовых. В итоге большая часть местных бюджетов попадает, по определению Силуанова, в инфляционную петлю: средств не хватает – кредит – его обслуживание по нарастающей – рост дефицита и так далее.

Выход пока один. Замена коммерческой задолженности бюджетными кредитами, которые регионам предоставляются фактически по ставке ФРС – 0,1%. То есть бесплатно. Процесс этот идет. Но не так быстро, как хотели бы губернаторы и Матвиенко.

Не случайно главный удар по проекту бюджета-2016 готовится именно в этой сфере. Если в этом году бюджетные кредиты дойдут до 310 млрд рублей, то на будущий запланировано всего-то 140 млрд. Матвиенко потребовала нынешнюю сумму сохранить. Силуанов обещал это сделать.

Но за все надо платить. Доходы сокращаются из-за падения цен на нефть, расходы остаются фактически на прежнем уровне, хотя, по словам Силуанова, они все же сокращены на 0,5% ВВП – до 20,5%. Дефицит остается на уровне более 2,3 трлн рублей или 3% ВВП. Рост последнего в будущем году остается под вопросом. Придется тратить деньги из Резервного фонда – и он к 2017 году, как признает Минфин, практически будет равен нулю.