«Нужна еще одна ГТС»: чего Европе будет стоить переход с газа на водород

Основной проблемой при реализации программы водородного перехода станет вопрос транспортировки. Допустимы два варианта: перевозка топлива в сжиженном виде или в составе метан-водородных смесей. Наиболее реалистичным выглядит второй сценарий. Однако он чреват высокими затратами на строительство инфраструктуры, подчеркнул старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
По словам политика, Евросоюз критически зависит от импорта российского топлива, принимая 80% сырья из Москвы.
«Мы должны освободить себя от этой зависимости, потому что зависимость делает нас уязвимыми перед шантажом и повышает цены», — рассказала Гевесслер.
Помочь реализовать данную цель в следующие пять лет европейцам должно помочь наращивание собственного биогаза и водородного топлива, уверена она. Однако, реально ли осуществить водородный энергопереход в столь сжатые сроки — большой вопрос.
«Новые полимерные трубы помогут избежать рисков возгорания водорода внутри европейской ГТС. Ключевая проблема, что таких труб потребуется проложить на тысячи километров. Де-факто европейцам понадобится создать еще одну ГТС. Это будет стоит Евросоюзу минимум €100-200 млрд», — объяснил Кондратьев.
Дороговизна производства «зеленого» водорода приведет к тому, что Евросоюзу придется доплачивать миллиарды евро укладчикам новой ГТС. В свою очередь, более бедным восточноевропейским странам ЕС нужно будет выделять субсидии на прокладку участков новых трубопроводов, предположил Кондратьев.
(function(){
var advPlace = document.querySelector(‘._s_banner_adcenter:not([data-adv-load])’);
var gap = document.createElement(‘div’);
gap.className = ‘rg’;
g_gazeta.addResizeListener(advPlace,function(el){
if(el.offsetHeight>10){
el.after(gap);
}else{
gap.remove();
}
});
})();
AdfProxy.ssp(‘._s_banner_adcenter’, {
‘p1’: ‘bwrhb’,
‘p2’: ‘fomw’,
‘pct’: ‘a’,
}, {
‘begun-auto-pad’: “432328744”,
‘begun-block-id’: “442235190”
});
«Газотранспортная система Австрии и Центральной Европы создавалась на протяжении последних 30-40 лет. Заменить все трубы за 5-10 лет означает беспрецедентный масштаб капиталовложений на прокладку сотен тысяч километров новой ГТС. Без выплат серьезных премий компаниям-застройщикам сделать это будет невозможно», — заключил собеседник «Газеты.Ru».
Модернизация ГТС и риски взрывов
Для транспортировки водорода нужна регулярная модернизация изношенных участков, подчеркнул директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. В этом случае необходимость строительства «дублера» действующей европейской ГТС исчезает.
«Однако даже с учетом модернизации ГТС по трубам будет в среднем поступать лишь 10-20% водорода. Современные трубопроводы могут пропускать до 30-40%, но таких участков ГТС в ЕС ничтожно мало», — объяснил Громов.
Сильная изношенность проблемных участков ГТС, в свою очередь, грозит риском локальных техногенных катастроф, заявил заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. По его словам, водород обладает крайне агрессивными свойствами при взаимодействии с металлами, включая сталь.
«Отсутствие должного ухода за трубами может привести к коррозии труб и масштабным взрывам. А строительство полимерных труб обойдется ЕС в разы дороже традиционных стальных конструкций. В идеале нужны бесшовные трубы», — заключил Фролов.
(function(){
var advPlace = document.querySelector(‘._s_banner_inread:not([data-adv-load])’);
var gap = document.createElement(‘div’);
gap.className = ‘rg’;
g_gazeta.addResizeListener(advPlace,function(el){
if(el.offsetHeight>10){
el.after(gap);
}else{
gap.remove();
}
});
})();
AdfProxy.ssp(‘._s_banner_inread’, {
‘p1’: ‘bryhb’,
‘p2’: ‘fcvb’,
‘pct’: ‘a’,
},{
‘begun-auto-pad’: “432328744”,
‘begun-block-id’: “432328918”
});
Проводить эвакуации людей при взрывах на участках ГТС не придется, однако это чревато выбросом в атмосферу вредных веществ вроде углекислого газа, добавил Кондратьев.
Ветряные станции — не помощники
Сейчас лидером по производству водорода в ЕС является Германия, сообщил Громов. Проблема в том, что она производит «серую» разновидность топлива, для которой требуется большое количество угля и метана. Это противоречит европейской стратегии «чистого» энергоперехода, для которой нужен «зеленый» водород.
«Самая большая часть затрат при производстве «зеленого» водорода — стоимость электроэнергии.
Работа ветряных станций носит крайне неравномерный характер. Высокая выработка энергии на этих объектах длится в лучшем случае пару месяцев в году. Большую же часть времени наблюдается нехватка электричества, необходимого для производства «зеленого» водорода», — объяснил Громов.
._s_banner_native3 {
position: relative;
z-index: 10;
float: right;
width: auto;
margin: 0 0 5px 20px;
max-width: 300px;
font: normal 13px/16px ‘Roboto’;
}
._s_banner_native3 .ad_native_img__img {
display: block;
width: 100%;
}
._s_banner_native3 .ad_native_sponsored {
position: absolute;
top: 0;
left: 0;
padding: 2px 5px;
background: rgba(255,255,255,.7);
color: #333;
}
._s_banner_native3 .ad_native_img {
margin-bottom: 7px;
}
._s_banner_native3 .ad_native_sponsored_clone {
display: none;
}
._s_banner_native3 .ad_native_title {
font: bold 16px/1.2 “Lora”, serif;
color: #595959;
margin-bottom: 5px;
}
._s_banner_native3 .ad_native_desc {
font: normal 13px/1.25 “Roboto”, sans-serif;
color: #505050;
}
AdfProxy.sspScroll(‘._s_banner_native3’, {
‘p1’: ‘bwjcl’,
‘p2’: ‘fjgk’,
‘pct’: ‘a’,
},{
‘begun-auto-pad’: “432328744”,
‘begun-block-id’: “439285592”
});
Именно по этой причине в мире сейчас производится малое количество «зеленого» водорода — порядка 85 млн тонн.
«В настоящее время только в Siemens заявили о готовности заменить инфраструктуру на газовых электростанциях. Однако для этого нужно будет переоснастить хотя бы 100 ГВт газовых электростанций новыми силовыми установками, работающими на газоводородной смеси. К 2027 году это будет невозможно сделать, поэтому планы Австрии — вилами по воде писаны», — отметил эксперт.
(function(){
var advPlace = document.querySelector(‘._s_banner_sponsored_bot:not([data-adv-load])’);
var gap = document.createElement(‘div’);
gap.className = ‘rg’;
g_gazeta.addResizeListener(advPlace,function(el){
if(el.offsetHeight>10){
el.after(gap);
}else{
gap.remove();
}
});
})();
AdfProxy.ssp(‘._s_banner_sponsored_bot’, {
‘p1’: ‘bwrhe’,
‘p2’: ‘fomx’,
‘pct’: ‘c’,
},{
‘begun-auto-pad’: “432328744”,
‘begun-block-id’: “442235304”
});