VISA пригрозила безответственностью

В конце прошлой недели Visa разослала письма в российские банки, в которых предупредила, что может отказаться от гарантированного обслуживания операций по своим картам. Дело в том, что Visa реализовала лишь частичный переход осуществления транзакций по картам напрямую через НСПК, а не через собственные серверы.

Поскольку эта работа не завершена, с 1 октября Visa следует начать поэтапно вносить в Центробанк страховые взносы — в течение восьми кварталов по 25% от суммы дневного оборота системы. Таким образом, общий размер депозита мог достигнуть нескольких сот миллионов долларов.

Напомним, закон о создании НСПК был подписан Владимиром Путиным в мае 2014 года. Разрабатывать собственную систему стали после того, как Visa и MasterCard отказались обслуживать кредитные карты, попавших под западные санкции отечественных банков. В октябре прошлого года депутаты Госдумы внесли поправки в закон о том, что международные платежные системы должны либо работать через НСПК, либо вносить гарантийный депозит в ЦБ.

С 1 апреля 2015 года через НСПК стал полностью осуществляться внутренний процессинг по картам MasterCard, а Visa обязалась сделать это до конца мая. Потом этот срок перенесли на конец III квартала. Однако Visa по каким-то причинам вновь нарушила договоренности.

«Уверен, что никаких сбоев по картам не будет, — заявил «МК» финансовый бизнес-омбудсмен Павел Медведев. — Я лично знаю руководство Visa и НСПК — это очень профессиональные и ответственные люди. Скорее всего, задержка связанна с тем, что у Visa гораздо больше держателей карт, чем, например, у MasterCard. Значит, и массив информации, и набор алгоритмов, подлежащий к передаче, намного больше. По данным ЦБ, у системы Visa более 55% активных карт: 29,3 млн штук из 53,1 млн выпущенных, у MasterCard активно 14,5 млн из 43,4 млн выпущенных (33,4%). Кроме того, компания MasterCard всегда была более лояльна к нашему рынку, активно сотрудничала с ЦБ, а некоторые ее технологии были заимствованы при создании национальной платежной системы».

В НСПК также попросили не драматизировать ситуацию. В распространенном пресс-релизе сообщается, что все банки отправляют запросы и сообщения по картам Visa через НСПК. Правда, единичные ошибки случаются.

«Сейчас продолжается плановая оптимизация маршрутизации запросов, — говорится в релизе. — Это внутренний технологический процесс… Указанные меры никак не отразятся на возможности совершения операций держателями карт».