Нет фашизму!

Не раз я писал об отработанной технологии Кремля. Как только сосед, некогда бывший республикой СССР, начинает развивать демократические институты (прозрачные выборы, сильный парламент, движение в сторону ЕС или подготовку соответствующих европезирующих страну реформ), так в этой стране тут же появляются фашизм и неонацисты, дающие повод для агрессии Кремля. Так было со странами Балтии, но они успешно отскочили, и пока Кремль был слаб на максимальной скорости побежали в НАТО. Так было в Грузии, в Украине и в Молдове.

Вот, например, замечательный ролик от 1992-го года, а то может вы забыли о молдаво-фашистах. А они были:

Количество слов про фашистов и фашизм – просто зашкаливает.

А теперь к интересному, о том как чуть не появился казахский фашизм, и свое Приднестровье или ОРДЛО не образовалось в северном Казахстане.

ДЕНЬ ИКС
(Уральск, 15 сентября 1991 года)
В 1990 году как грибы после дождя начали появляться казачьи организации. В городах и селах словно из-под земли появились мужчины в диковинных военных мундирах разного стиля, разного фасона, с невесть откуда взятыми медалями, с погонами, лампасами, да еще с шашками и нагайками. Холодное оружие они объявили частью своей «национальной одежды», дедовские медали царских времен им позволяет носить казачий устав.

Вторая половина 1990 года прошла в Уральске под знаком дискуссий казачьих и казахских лидеров. И это в тихом, всегда спокойном провинциальном городе, в котором жили около 250 тысяч человек. Из них 150 тысяч человек – русские. Противостояние шло на уровне принятия антагонистических резолюций, писем во властные органы, в полемике на газетных площадях. Казалось, форма споров и выяснений отношений была современной, допустимой. Однако язык оппонентов становился всё жестче и жестче.

Лидеры казаков требовали самобытности и критиковали принятый тогда закон «О языках», как содержащий в себе дискредитирующие неказахов нормы. Вскоре, 9 сентября 1990 года, на одном из крупных собраний было принято обращение к Верховному Совету Казахской ССР. Аргумент приводился такой: нужно прекратить искать «научное обоснование дискриминации отдельных народов». В обращении указано, что собрание вел депутат Верховного Совета СССР Н. Маркин.

Общая обстановка в Советском Союзе была такова, что разные группировки из Москвы вмешивались в развитие событий в союзных республиках, которые одна за другой выходили из подчинения Кремлю. В ноябре в Москве состоялся первый Совет атаманов России, и там была принята резолюция с сепаратистскими идеями в отношении Уральского и Семиреченского казачества. Атаман уральских казаков Александр Качалин выступил в местной газете со словами: «В истории не было случаев, когда государства создавались декретами. Границу Казахстана признаём как административное деление, а не государственной».

День 15 сентября приближался не по дням, а по часам. Из разных уголков России в Уральск ехали сотни казаков в парадном обмундировании. Из разных уголков Уральской области в Уральск ехали сотни молодых казахов, рекрутированных властями сорвать праздник казаков. Из разных уголков Казахстана в Уральск ехали сотни активистов казахских национальных организаций. Почти каждый знал, что их ждет в Уральске. На границе с Уральской областью, в Самарской области России, уже стоял танковый полк, готовый совершить 15 сентября бросок на Уральск по первому зову казаков.

Без драки в сентябре 1991 года в Уральске не обошлось, хотя могла пролиться кровь многих людей. Некоторые казахские джигиты всё же догоняли убегавших с места сорванного собрания казаков и успели дать волю рукам. Однако это были уже мелочи по сравнению с тем, что могло произойти. Бывший глава Уральской области Нажмеддин Ескалиев уверяет, что казаками дирижировали из Москвы. Предполагалось по приднестровскому сценарию оттяпать западную нефтегазоносную часть Казахстана и поднять знамя «Приуральской республики».

Атаман иркутских казаков Николай Меринов, признаёт, что намерение отторгнуть часть территории Казахстана в принципе витало в воздухе. Например, в феврале 1991 года было озвучена идея создать Уральскую автономную область. Предполагалось создание своей армии и органов безопасности. Были со стороны казаков и требования справедливой языковой равноправной национальной политики. Были и попытки неприятия надвигавшейся независимости Казахстана, что наблюдалось на уровне протестных резолюций местных властей и в таких городах, как Усть-Каменогорск и Степногорск.

Уральские события 1991 года созревали долго, противостояние росло по нарастающей, стороны конфликта готовились к нему открыто, не таясь. Однако развязка событий в Уральске была скорой. Хотя кульминация и была горячей, шумной, на грани массового столкновения, в целом о противостоянии постарались забыть. Сотни протиборствующих людей – словно по велению нескольких лиц – были свезены в Уральск почти со всех концов Казахстана и Российской Федерации, однако также быстро были удалены со сцены, словно кто-то испытывал людские ресурсы оппонента, масштаб их потенциальной массовой мобилизации.

В краеведческом музее Западно-Казахстанской области есть экспозиция об Уральских событиях. Этот стенд выставляется время от времени, к праздникам. Свидетели Уральских событий прямо говорили: забыть пришел приказ сверху, так же и сами события были инспирированы сверху. Обходят вниманием Уральские события и эксперты. Если и вспомнят, то проронят пару предложений, абзац, и всё. Вот как коротко писал влиятельный казахский политик, исследователь современности Сейдахмет Куттыкадам в статье в газете «Мадениет» в ноябре 1992 года:

«Наиболее серьезная попытка разжигания костра была предпринята, когда отовсюду в Уральск слетелись казаки, чтобы отметить, именно здесь, 474-летие верного служения царю-батюшке. Шуму тогда было много. До этого президенты Ельцин и Назарбаев весьма противоречиво высказывались о предполагаемом сборе и лишь в самый канун пришли к мнению, что сия памятная дата должна отмечаться в одном из городов России. Казаки всё же слетелись. Однако ни праздника, ни „костра“ не получилось».

Комментарий

Причина отказа от планов создания “Уральской народной республики” кроется в последнем абзаце. Назарбаев в последний момент согласился с требованиями Кремля. Как это могло выглядеть описывает в своем интервью эксперт по странам СНГ Аркадий Дубнов на примере Молдовы:

“Я делал проект по поводу 25-летия распада СССР, и они мне рассказывали, как это происходило. Мирча Снегур и Петр Лучинский. Дай бог им здоровья, замечательные старики в прекрасной форме. У них своя повестка дня. И началась с распада. Недаром Снегур сразу поставил вопрос о том, что не будет участвовать в союзном договоре. Как он рассказывает, ему сразу сказали: не будешь в союзном договоре участвовать, обсуждении – тогда получишь Приднестровье и Гагаузию. Буквально открытым текстом. Просто это в тексте есть. Он кивнул головой в сторону Анатолия Ивановича Лукьянова, спросил: «Да, Анатолий Иванович?» Анатолий Иванович: «Да, там все готово».”

О причинах этих событий и роли Секретаря ЦК КПСС, а на тот момент Председателя Верховного Совета СССР и участника ГКЧП Анатолия Лукьянова рассказывает сопредседатель группы “СОЮЗ” Верховного Совета (группа депутатов, выступавшая за сохранение СССР) полковник Виктор Алкснис. Всем, кто еще не видел это интервью, рекомендую его посмотреть.


Источники:
1. Статья о событиях в Уральске.
//rus.azattyq.org/a/oral_okigasy_uralskie_sobytia_uralsk_events_1991/24320134.html?fbclid=IwAR0TjF2AR_53e9HCMgOWtEvk-4h5jO188BRcFGZUDQQWSmlTqy1H1Xgikw8

2. Очень интересное интервью Виктора Алксниса о создании Кремлем межэтнических конфликтов:

——
Это чтобы всем было понятно, откуда вот то всё говно, которое кричит сейчас про фашизм в Украине. Это говно также надрывалось и ранее, разжигая войны и обеспечивая информационную подержку вторжения российских войск.