Хиппи ислама: Алавиты Сирии против жестокости и косности

Шейх Ясир, алавитский шейх и имам (т. е. предстоятель коллективной молитвы, религиозный ученый), проживающий в городе Хама, популярен во всей Сирии. Он не только мулла, но и автор и исполнитель религиозных песнопений.

В них упоминаются не только традиционные герои шиитского ислама — пророк Мухаммад, имам Али, сейида Фатима, но и… российский президент Владимир Путин, сообщает ФАН.

Владимира Путина в своих стихах шейх Ясир сравнивает с Наджаши — негусом (императором) Эфиопии, который в эпоху преследования первых мусульман язычниками-мекканцами оказал им неоценимую помощь, приняв в своей стране целую колонию правоверных.

«Путин так же спасает настоящих мусульман от приспешников сатаны — салафитов, такфиристов. Он, как и негус, наша опора, наш защитник!» — считает шейх.

Будучи представителем духовенства, наш собеседник, однако, не склонен делить людей по религиозному принципу — он отмечает в них сходства, а не различия, старается их объединить, а не разъединить.

«Ислам, христианство и иудаизм имеют единый источник! Фактически, их посыл, их значение для человечества одинаковы и равнозначны! Мы, алавиты, знаем, признаем и любим всех пророков единого Бога», — говорит шейх.

Алавиты, представители одной из конфессий шиитского ислама, на протяжении всей истории этой религии подвергались гонениям, притеснениям, а временами и открытому геноциду.

Ситуация во многом повторяется и сейчас. Как и халифаты прошлого, «халифат» Абу Бакра аль-Багдади, группировки «Джейш аль-Ислам»*, «Ахрар аш-Шам»*, саудовское духовенство и другие салафитские идеологические центры вновь отказывают алавитам в праве называться мусульманами.

Неверными, «кяфирами», считает представителей данной конфессии ряд турецких религиозных ученых, которые даже выпустили по этому поводу фатву (религиозно-правовое заключение), запрещающую суннитам (т. е. большинству населения Турции) вступать с алавитами в браки, что раньше практиковалось довольно широко.

Подобное отношение на протяжении веков привело к появлению среди алавитов (как и шиитов вообще) практики такыйи — сокрытия своих религиозных убеждений при условии наличия прямой угрозы жизни.

В результате об особенностях вероучения представителей данной конфессии, к которой, между прочим, принадлежат бывший и нынешний президенты Сирии и значительная часть ее военно-политического руководства, известно очень мало — даже специалистам-религиоведам. Шейх Ясир помог нам устранить некоторые имеющиеся пробелы.

«Знаете, наше отличие от шиитов-двунадесятников (т. е. иснаашаритов, большинства населения Ирана, Ирака, Азербайджана) по большей части в том, что мы признаем имама Али самым главным среди остальных шиитских имамов.

Нам приписывают много глупостей, к которым алавиты вообще-то имеют мало отношения. Например, вера в переселение душ. Да, было среди алавитов философское направление, которое допускало эту концепцию. Но это не часть нашего вероучения. Скажем так, мы просто не склонны явно отрицать это», — разъясняет шейх Ясир.

Не считают алавиты обязательными и некоторые постулаты других мусульманских конфессий. Так, в области религиозной практики в алавизме не является обязательным хиджаб — покрытие тела женщины, за исключением лица и кистей рук.

«В Коране нет императива в этом отношении, а хадисы, которые заставляют женщин покрываться, мы считаем выдуманными. Я даже догадываюсь об их происхождении — постулат об обязательности хиджаба был введен при Омеядах, будучи распространенной практикой для арабских женщин того времени.

Так банальный пережиток патриархального общества стал частью религии — изначально несшей революционный и прогрессивный посыл, — аргументирует шейх. — В Коране есть два аята о покрытии — 21-й суры № 24 и 59 суры № 33. Но один из них говорит лишь о покрытии груди, а другой обращен исключительно к женам пророка Мухаммада».

Наша собственная проверка арабского текста данных аятов Корана, а также их русских и английского переводов не позволяет усомниться в словах ученого.

По мнению шейха Ясира, религиозность женщины определяется несколько иными критериями:

«Хиджаб — внутри каждой женщины, в ее поведении, целомудрии и хороших манерах, а никак не в одежде! И изначальный посыл ислама был как раз в этом. Вон в Саудовской Аравии все в хиджабах и никабах, и что?

Мужчины ввозят туда служанок-филиппинок и пакистанок, делают из них сексуальных рабынь, скатываются к гомосексуализму, да еще и поддерживают наших салафитов и такфиристов, убивающих направо и налево! А всё почему? Потому что дух ислама заменяется на букву».

Экстравагантны для общемусульманской системы ценностей и взгляды алавитов на алкоголь:

«Этот запрет также не был введен пророком Мухаммедом или Кораном — он появился во время халифа Умара. Да и то из-за того, что его предшественник, Абу Бакр, имел серьезные проблемы со спиртным!

У нас есть стихи: „Если бы Абу Бакр не был пьяницей, алкоголь бы не запретили вовеки!“ В Коране есть аяты 90 и 91 суры № 5, которые запрещают вставать пьяным на молитву, и алавиты этого не делают. В целом же алкоголь Кораном не запрещен, и мы не видим смысла от него отказываться.

Конечно, пьянство у нас — тяжкий грех и порицается, но умеренное потребление, например, хорошего вина ничего, кроме пользы, не принесет. А помните суфийскую поэзию? Вино там всегда — напиток любви, напиток прозрения и религиозного трепета. Мы разумно подходим к своей религии, а не пользуемся средневековыми и буквалистскими подходами».

Отличительной чертой алавизма, как и шиизма в целом, шейх Ясир считает их позитивность:

Вы только посмотрите на лица алавитов, шиитов… Они светятся радостью и доброжелательностью. Как радикально они отличаются от салафитов — закомплексованных, злых, без тени интеллекта, полных лишь желания притеснять, ограничивать, запрещать, убивать.

Не мог не остановиться шейх и на недавнем трагическом для всего шиитского мира событии — казни в Саудовской Аравии лидера местных шиитов шейха Нимра:

«Этим саудиты показали, что они не мусульмане! У них вообще нет ничего святого! И наш регион всегда будет испытывать проблемы, покуда это королевство будет существовать. Они из тех арабов, которые формально приняли ислам, но их интеллект остался типично языческим.

Понимаете, ведь саудовцы — идеологические наследники тех, кто убивал шиитских имамов. А идеологию саудитов разработал в XVIII веке садист Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб на основе учения другого сумасшедшего — ибн Теймийи, жившего в XIII веке. Скоро, инша Аллах, КСА придет конец».

Ненависть саудитов к сирийцам, иранцам и другим носителям шиитской идеологии, по мнению шейха Ясира, имеет и родоплеменные причины:

Пророк Мухаммед и первый наш имам — Али — воевали с арабской аристократией, лишили ее значительных привилегий. Это заставляет жителей Аравии — наследников тех самых племенных вождей — мстить. Эту месть вы наблюдаете сейчас у нас в Сирии.

Однако шейх не сомневается, что после окончательной победы правительственных войск над салафитами, на сирийской территории, как и раньше, воцарится религиозный мир, терпимость и согласие.

«Не последним в этом будет опыт России, стране множества религий и конфессий, ведомой наследником великого и справедливого Наджаши — Владимиром Путиным!» — считает религиозный лидер.

Миролюбивые и свободные взгляды алавитов, озвученные шейхом Ясиром, в свою очередь, дают нам основание видеть в этих своеобразных «хиппи ислама» важных проводников идей светскости, мира и стабильности в Сирии.

Камаль Джафари


* запрещенные в РФ террористические группировки