Казнить нельзя помиловать: у российских мэров два пути — повышение или тюрьма

Согласно исследованию Комитета гражданских инициатив (КГИ), созданным главой Счётной палаты РФ, экс-министром финансов Алексеем Кудриным, у большинства российских мэров после отставки есть два наиболее вероятных сценария продолжения карьеры — повышение и переход на региональный уровень или уголовное преследование.

В КГИ провели специальное исследование «Муниципальная карта России: точки роста», чтобы узнать, как складываются судьбы российских градоначальников после отставки.

Своеобразную фокус-группу составили 360 мэров из 109 городов России. Анализировались данные из открытых источников за более чем 10 лет — с 2008 по 2019 годы.

Исследователи, в первую очередь, ставили своей целью проанализировать, как отразилось изменение модели организации органов местного самоуправления на эффективность работы градоначальников.

Напомним, почти в половине российских городов (49%) ранее перешли от выборов мэров к их назначению представительным органом по результатам конкурса.

Согласно данным исследования, на региональный уровень перешли 21% экс-мэров, 42% из них были назначены заместителем главы региона, а 22% — избраны в качестве главы региона.

Исследование выявило интересную тенденцию — избранные мэры чаще шли на повышение, чем их коллеги-назначенцы.

«Прямые выборы мэров являются действенным механизмом формирования кадрового резерва федеральных депутатов и глав регионов, причем представляющих преимущественно „партию власти“», — отмечают авторы исследования.

15% экс-мэров (39 человек) подверглись уголовному преследованию.

«Очевидно, что доля такого сценария радикально выше, чем, например, у глав регионов или депутатов. При этом более высокий уровень коррумпированности или противоправных действий со стороны мэров неочевиден. Причиной этого может быть высокая правовая незащищенность главы муниципальных образований и/или дефекты механизмов их формирования, что еще раз ставит под сомнение эффективность „конкурсных“ процедур замещения должностей глав муниципальных образований и отказа от их прямых выборов», — сказано в докладе.

Авторы исследования отмечают, что более 40% мэров работают в своей должности от года до трех, что значительно меньше стандартного срока полномочий.

«Имеется прямая зависимость срока пребывания в должности главы местной администрации от порядка избрания (при прямых выборах медианный срок работы главы — 5,5 лет, а при замещении на основе конкурса — 3 года)», — заметили в КГИ.

«Эволюция модели управления городами в последнее десятилетие обусловила кардинальное снижение стабильности муниципального управления», — уверены исследователи.

Они также отмечают, что изменение модели замещения должности мэра привело к тому, что всё чаще к управлению городами приходят не самые компетентные люди. Так, например, доля мэров с экономическим и управленческим образованием за последние годы снизилась с 44% до 39%, с техническим образованием — с 37% до 30. Процент мэров с учёной степенью или тех, кто получил образование в вузах национального уровня снизилась с 29% аж до 17%.

Авторы исследования, однако, полагают, что такие изменения связаны с общими тенденциями в образовательной системе — число людей с техническим образованием неуклонно сокращается. Зато доля мэров-юристов заметно возросла с 10% до 20%.

Уголовному преследованию после отставки, чаще всего, подвергаются те мэры, которые работали при губернаторах, не один год занимающих свой пост.

Специалисты из КГИ не исключают, что это может являться следствием активизации работы правоохранительных органов в отношении таких губернаторов-долгожителей, которые за свою карьеру успели оказаться замешанными не в одном коррупционном скандале.

Кроме того, авторы исследования отмечают общую тенденцию, что должность мэра становится менее привлекательной. Возможно, это как раз и связано с риском попасть под уголовное преследование даже не за свои грехи, а за махинации губернатора.

Читайте также: «Так не будет», — Климкин ответил на предложение РФ по арестованным морякам